Автор: Белоус Ю. Б.
Сегодня мы рассмотрим одну из тем налогового законодательства, которая в Налоговом кодексе отражена слабо – камеральные налоговые проверки. Неясности в НК РФ по камеральным налоговым проверкам связаны со слабой проработкой соответствующих статей и это часто приводит к конфликтам налогоплательщиков с налоговыми органами.
Главной проблемой на пути налогоплательщика встала следующая норма НК РФ:
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать … дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления … налогов» (ч.4 ст. 88 НК РФ).
В совокупности с другими статьями НК РФ о камеральных налоговых проверках, эта фраза даёт повод налоговым органам неограниченное число раз требовать почти любые документы налогоплательщика.
Ситуация усугубляется тем, что с 2006 года налоговики имеют право взыскивать с расчетного счета организаций налоговые санкции до 50 000 руб. по каждому налогу за каждый налоговый период. Поэтому в последние дни налоговые органы активно печатают решения о проведении камеральных проверок.
Абзац 4 ст. 88 НК РФ настолько противоречит основам «конституционной жизни» хозяйствующих субъектов, что арбитражные суды обычно выходят за рамки своего ремесла и оправдывают «униженных и оскорбленных».
В последнее время в судах установилось мнение, что требовать документы можно только в случаях:
- ошибок и неточностей в декларациях и иных документах, которые предоставляются в налоговые органы;
- истребования документов по исчислению налогов (налоговых регистров); первичные документы требовать незаконно.
Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 01.12.2005 N Ф09-5496/05-С1 указано, что «при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы … им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах».
Еще более сильной по пониманию глубины проблемы является цитата из Постановления ФАС Уральского округа от 11.08.2005 N Ф09-3398/05-С7:
«Камеральная проверка состоит в выявлении ошибок, допущенных при заполнении налоговых деклараций, противоречии между сведениями, содержащимися в представленных документах, то есть эта проверка является счетной проверкой представленных документов, которая должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную проверку.
Как указано в ч.3 ст. 88 НК РФ, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Следовательно, если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов, обязанность представления которых предусмотрена налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете, не выявлено противоречий, правовых оснований для истребования первичных документов, исходя из понятия и сущности камеральной проверки и замены одной формы контроля другой, не имеется.
Истребование всех первичных документов … означает превращение камеральных проверок в выездные, только при этом налоговый инспектор лишен необходимости выходить на предприятие для проверки документов и находиться там в период проведения проверки.
Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ, для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки, и, в первую очередь, запрета проведения повторной выездной проверки»
Такая позиция, хоть и противоречит ч.4 ст. 88 НК РФ, является правильной в совокупности с другими положениями НК РФ и соответствует самому смыслу камеральной налоговой проверки. Иначе говоря, ч. 4 ст. 88 НК РФ противоречит основным гарантиям, установленным Налоговым кодексом. Удивляет то, что её до сих пор не оспорили в высших органах судебной власти.
Большинство ФАСов солидарны с ФАС Уральского округа. Аналогичная практика имеется в ФАСах Северо-Западного округа, г. Москвы, Центрального округа, большинстве других.
Белой вороной является Постановление ФАС Западно – Сибирского округа от 10.11.2005 N Ф04-8007/2005(16664-А27-3), в котором указано:
«право налогового органа на истребование документов не ограничено ни характером проводимой проверки, ни характером самих документов, ни объемом запрашиваемых документов, а лишь их необходимостью для подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налога».
Для полноты картины укажем, что оба главных налоговых ведомства страны – ФНС РФ и Минфин РФ не устают укреплять такое же мнение:
В Письме ФНС РФ от 18.12.05 №06-1-04/648 указано: «действия налоговых органов по истребованию необходимых документов … соответствуют действующему законодательству».
В Письме Минфина РФ от 19.10.05 №03-04-11/269 – «требования … о представлении при проведении камеральной проверки … счетов-фактур … действующему законодательству не противоречат».
Для тех, кто не согласен выполнять прихоти налоговиков, ещё раз перечислим инструменты, которые имеются у налогоплательщиков. Неправомерны требования налоговиков по предоставлению документов:
- Озвученные устно
- Не врученные «под роспись»
- Не содержащие указаний на конкретные документы
- Если документы не предусмотренные налоговым законодательством по его совокупности
- Если документы не предусмотрены у Вас или отсутствуют по иным причинам
- Если документы, напрямую не связаны с исчислением налогов.
- Документы, не участвуют в расчете налога (с учетом налогового периода), указанного в решении о проверке.
- Если требование вручено Вам спустя 3 месяца после даты подачи декларации.
Если Вы нашли причину, по которой Вы не должны выполнять требование,
рекомендуем дать мотивированный ответ в письменном виде.
Например, попросите конкретизировать документы.
Это усилит Вашу позицию в судебных органах, так как говорить об отказе
(ст. 93 п. 2 НК РФ) уже нельзя.
А, возможно, до суда дело и не дойдет, так как более перспективным
для налоговиков будет «заняться теми», кто документы принёс, а до
Вас просто «руки не дойдут».
Напомним, что штраф за непредставление документов небольшой – 50
руб. за документ.