Автор: Белоус Ю. Б., Царилунга Ю. А.
Сегодня мы рассмотрим одну из многих спорных ситуаций, которые содержатся в налоговом законодательстве России. Речь пойдёт о возможности получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) у работодателя в связи со строительством (приобретением) жилого дома, квартиры или доли в них работником.
Длинное вступление.
Закончился 2005 год, в ближайшее время у работодателей создастся окончательная картина по уплате налогов за прошедший налоговый период. Всем, кто не получил имущественный налоговый вычет у работодателя (такое право у работника существует с 2005 года), остаётся возможность по окончании года подать декларацию в налоговый орган и ждать возмещения НДФЛ на личный счёт в банке. Многие физические лица уже успели познать обременительность такой процедуры. Чтобы вернуть (правильнее было бы использовать слово «выбить») деньги из местных налоговых инспекций, сил и времени приходиться потратить больше, чем собственно морально-денежное удовлетворение от затеянного.
Поэтому стоит лишний раз подумать, а не стоит ли успеть получить вычет у работодателя, пока не закончился год?
Спорность рассматриваемой ситуации усугубляется абсолютно противоположной точкой зрения на суть проблемы двух главных налоговых ведомств страны – Минфина РФ и ФНС РФ. Собственно говоря, Минфин РФ в России участвует в нормативно-правовом регулировании в налоговой сфере (в том числе, в части издания нормативных правовых актов по вопросам применения налогового законодательства), а Федеральная налоговая служба России, среди прочих обязанностей, информирует налогоплательщиков по порядку применения налогового законодательства. Такое дублирование обязанностей и породило противоречивые взгляды на относительно несложный вопрос. Сразу вспоминается «когда в товарищах согласья нет …».
Два разных мнения.
Аргумент «против». В своём ответе на частный вопрос (Письмо от от 11.08.05 г. N 03-05-01-04/263), не имеющем официального статуса, Минфин РФ утверждает, что «осуществить возврат удержанного и уплаченного НДФЛ за период с января по июнь 2005 г. организация-работодатель не имеет права». При этом Минфин РФ не утруждает себя обоснованиями и ссылками на законодательные нормы. Проще говоря, «не разрешил».
Аргумент «за». ФНС РФ, напротив, неустанно повторяет: «организация вправе произвести перерасчет удержанного НДФЛ, если работник в любом месяце 2005 г. представит в бухгалтерию организации уведомление, в котором подтверждается его право на получение имущественного налогового вычета у этого работодателя именно за 2005 г. Причем пересчетом могут быть охвачены все месяцы 2005 г., в течение которых человек состоял в трудовых отношениях с организацией и ему производились денежные выплаты, облагаемые по ставке 13%» (см. «Налоговый вестник», №7/2005). Особых обоснований также не приводится.
Ищем правду в Налоговом кодексе.
Согласно п.3 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении имущественного налогового вычета. При этом налогоплательщик предоставляет работодателю Уведомление по специальной форме, выданное налоговым органом и подтверждающее право на вычет.
Далее рассмотрим п.3 ст. 226 НК РФ: «Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога».
Рассмотрим смысл данной нормы на примере. Пусть зарплата сотрудника ежемесячно составляет 20 000 руб., и ежемесячно с него удерживалось 2 600 руб. НДФЛ (стандартных налоговых вычетов не было). Налогоплательщик подал заявление на имущественный вычет в декабре, сумма приобретённой квартиры составила 900 000 руб. К моменту подачи заявления сотруднику начислен доход за 11 месяцев на общую сумму 220 000 руб., удержан налог на сумму 28 600 руб. При расчете зарплаты за декабрь бухгалтер должен взять зарплату за 12 месяцев – 240 000 руб. Далее нужно рассчитать сумму налога. Так как сотруднику необходимо предоставить имущественный налоговый вычет на сумму 900 000 руб., то налоговая база равна нулю (п. 3 ст. 210 НК РФ). При этом ранее удержанные суммы «подлежат зачёту» …
Идём дальше.
В соответствии со ст. 231 НК РФ, излишне удержанная сумма налога подлежит возврату налоговым агентом по предоставлению налогоплательщиком соответствующего заявления. Так как НДФЛ за 2005 год равен нулю, то сомневаться в излишне удержанной сумме налога не приходится. Таким образом, мы достигли первого промежуточного результата: из двух государственных органов неправ Минфин РФ. Вернуть налог работнику придётся, работодатель не имеет права отказать работнику в таком возврате.
Но это не всё. Что же делать работодателю? Ведь вернуть налог, уплаченный государству, пока оснований не имеется. Далее работает статья 78 НК РФ, ведь «сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику» в порядке, предусмотренном этой же статьей.
Порядок же таков: зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Таким образом, работодатель должен подать заявление на зачет налога в счет предстоящих платежей. Пусть проделавшего вместе с нами длительное расследование читателя не смущает то, что в порядке зачета упоминался налогоплательщик (это же работник!). Дело в том, что переплата налога после его возврата налоговым агентом возникла именно у работодателя – налогового агента, а п. 11 ст. 78 НК РФ говорит о том, что налоговые агенты в своих правах на зачет и возврат налога приравниваются к налогоплательщикам.
Вывод.
НДФЛ за прошедшие с начала года месяцы работнику вернуть всё же необходимо. При этом последовательность действий такова:
- работник предоставляет в бухгалтерию три документа – заявление о предоставлении имущественного налогового вычета в произвольной форме, уведомление налогового органа о возможности применения налогового вычета работодателем, заявление о возврате излишне удержанных сумм налога;
- работодатель предоставляет в налоговый орган заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей по этому же налогу.